Да, этого ждали, но совершилось как всегда неожиданно! 12 апреля 1961 года все громкоговорители Советского Союза, которые на тот момент существовали, думаю, что даже не работающие, на весь свет громогласно объявили о полёте ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС!!! Сейчас пишу, а у самого мурашки по коже…. Это было невероятно!
То, о чём издавна мечтали люди и писали фантасты СВЕРШИЛОСЬ! Это было на столько эмоционально, что люди не скрывали своих слёз! Радость была безграничная. Толпы народа вышли на улицы, безо всякого призыва и руководства. Доставали флаги, заготовленные к Первомаю, вывешивали на домах, просто ходили с ними. Возле репродукторов собирались толпы и слушали сообщения о том, как прошёл полёт, как совершилось приземление, как поисковая группа встретила Юрия Гагарина. Слушали о том, кто такой первый космонавт. С ликованием узнали, что он учился в Оренбургском училище. Все были горды невероятно!Надо ли говорить, что все мальчишки уже видели себя космонавтами, покорителями Луны, Марса…
А события накатывались с ошеломляющей скоростью – уже 6 августа того же года успешно выполнил суточный полёт Герман Титов.
Да, между этими полётами летали и американские космонавты, но орбиты их кораблей были вдвое ниже, хотя то же молодцы!
Потом полёты стали более частыми, продолжительными. Это стало нормальной, обыденной, но героической работой настоящих мужчин.
Конечно, мы уже были подростками, обдумывающими свою дальнейшую судьбу. Безусловно мечтали о лётной карьере. В Оренбурге в своё время было два лётных училища ЧВАУ-1 и ЧВАУ -2 (Оренбург тогда именовался Чкаловым). Позже их слили в одно ОВВАУЛ (оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков) имени И.С. Полбина. Это была мечта, а с момента полёта Ю. А. Гагарина – о другом и не думали.
Вдруг, в начале зимы 1963 года пронёсся слух, что при училище создаётся какая-то школа юных космонавтов. Мы уже были достаточно большими, имели приписные свидетельства и понимали, что это делается через военкомат. Прибежали туда, нас отправили в училище. Возле проходной стоял пожилой майор и пояснил куда надо идти. Надо ли говорить, что по территории хотелось мчаться, но нельзя! Воинская часть как – никак! В общем, нам повезло. Записали одними из последних. С какой гордостью мы возвращались домой!
Потом начались подготовительные хлопоты. Всем пошили форменные курточки с погонами, армейскими пуговицами и лётными петлицами. Как я теперь понимаю, всё делалось экспромтом, это потом всё отладилось.
Мы получили пропуска в училище с фотографией и печатью. Трижды в неделю после обеда проходили занятия. Но, что это были за занятия! В учебных классах настоящего авиационного училища! В одном из классов даже стоял настоящий самолёт ЯК-18П! И можно было посидеть в кабине, подержать штурвал!
Программа формировалась по ходу обучения. Нам преподавали авиационную технику, теорию полёта, авиационную и космическую медицину, радиосвязь…. Была парашютная и конечно, физподготовка. Это было здорово! Вращение на «лопинге» вокруг горизонтальной оси с одновременным вращением вокруг своей. Невероятные ощущения! Пробовали учебную катапульту. На занятиях по авиационной медицине, помню, на меня примеряли гермошлем. Был учебным пособием, поскольку голова была круглая, стриженная под ноль и соответствовала стандартам 😊. Мне все ужасно завидовали!
Конечно, была и строевая подготовка. Особенно нас готовили к первому первомайскому параду. Это происходило на плацу училища. Почти каждое занятие включало в себя хождение строем. Нам это очень нравилось. Постепенно проходящие мимо нас настоящие курсанты перестали улыбаться и одобрительно кивали. Значит стало похоже на настоящий строй.
Надо сказать, что прошли мы на параде в конце воинской колонны и так, что нам аплодировали и с трибуны, и стоявшие вдоль улицы люди.
А летом мы выехали в лагерь. С нами там жили и начальник училища Герой Советского Союза подполковник Климов В. В., начальник штаба Маруев, замполит Серёгин. В лагере было много физподготовки, воспитательной и политической работы. Заслуженные офицеры-лётчики, прошедшие войну, делились воспоминаниями, поучительными историями… Время летело незаметно.
А там и второй год обучения.
По окончании начались уже настоящие, строгие медкомиссии… пришлось ходит на уколы, где молоденькая медсестра, краснея и волнуясь тренировалась на моей филейной части… Ужасно смущался и я, но терпел так нелюбимые уколы….
К сожалению, всё это не помогло и космос остался лишь мечтой…
Но память о чудесных годах в стенах лётного училища осталась со мной. Остался и диплом за № 8, напоминающий, что и я был первопроходцем…