В 1957 году в оренбуржье был самый грандиозный паводок, из тех, что я помню. Конечно и раньше были страшные паводки, но этот я видел своими глазами.
Мы всегда с интересом следили за вскрытием Урала ото льда. Это приятное и обещающее начало настоящей весны событие, радующее и волнующее. Интернета не было, радио и газеты сообщали с некоторым опозданием, и мы время от времени бегали посмотреть на реку, чтобы не прозевать самые первые минуты грандиозного события – вздыбление и ломку льда…
Поскольку в Оренбурге был стратегический железнодорожный мост, то лёд перед паводком подрывал сапёры и взрывы служили сигналом, чтобы бежать и занимать места на высоком берегу, куда выводила центральная улица – Советская.
Оттуда открывался шикарный вид на Урал и Зауральную рощу. Начало ледохода встречали восторженно, как долгожданное приятное событие криками ураааа…Так было и в этот раз. После того, как начался ледоход и прошли первые льдины, все радостные вернулись домой. Взрослые о чём-то переговаривались, но мы не слушали, были в радостном возбуждении – всё, весна…скоро каникулы, тепло, пионерлагерь…
К вечеру папа взял меня посмотреть, как разливается Урал. Удобнее всего это было на пониженной части набережной, в районе тюрьмы и автогужевого моста. Мосты к паводку разбирали. И пешеходный в Зауральную рощу, и автогужевой для транспорта были деревянными и низкими, не в состоянии пережить хоть самый малый паводок.
На берегу мы втыкали палочки в песок и наблюдали, как вода передвигается по пляжу, делая Урал всё шире и шире. На этот раз продвижение воды было достаточно быстрым. Это встревожило папу, а мне было просто интересно.
На завтра мы сбегали на смотровую площадку посмотреть, как там без нас Урал. За ночь уровень воды поднялся значительно. На фото – только начало. Сразу скажу, что на максимуме вода доходила до второго яруса спуска! А это достаточно высокий берег.
Вечером папа опять позвал меня посмотреть темпы наводнения. До вчерашнего места мы уже не дошли. Вода продвинулась примерно на квартал, затопив часть домов. Кругом толпился народ восторгаясь мощью и переживая за последствия…
Стремительный поток воды нёс льдины, смытые с берегов, деревья, заборы… У железнодорожного моста всё это скапливалось, отчего уровень воды поднимался. Военные баграми как-то растаскивали засоры, но уровень воды не падал…
Так продолжалось с неделю, пока паводок не остановился и пошёл на убыль…. Говорят, что уровень Урала поднялся на 12 метров. Для степной реки это означает огромную площадь затопления. Так оно и было. Но для нас, детей это было просто фактом, а не трагедией…
Запомнился подвиг сотрудников КГБ, которые рискуя жизнью спасали памятник Сталину и Ворошилову. Этот памятник стоял на низком берегу Зауральной рощи и первым встречал отдыхающих, переходивших реку по мосту. Гипсовый Сталин в будённовке показывал такому же гипсовому Ворошилову что-то на противоположном берегу. Так вот, во время того разлива вода затопила и памятник, но не совсем. Были видны головы и Сталина и Ворошилова. И вот за эти головы постоянно цеплялись деревья и всё, что нёс Урал. Этого нельзя было допустить и двое чекистов на моторной лодке, маневрируя между плывущими предметами пробирались к памятнику и чистили его… Хватало ненадолго, но они снова плыли и снова чистили… Я так и не нашёл фотографий в интернете, вероятно, что их никто не делал…хотя, может в архивах КГБ они есть…
Позже, выше по течению построили гидроэлектростанцию и паводки уменьшились. Но вскрытие реки и ледоход так и остались любимым зрелищем, демонстрирующим красоту и мощь природы, символом весны.