Были планы писать всё в хронологическом порядке, но что-то внутри меня тасует воспоминания и не всегда выпадает то, что планировалось заранее. Ну, пусть так, тут уж не прикажешь.
Итак, окончание школы прошло незаметно, буднично. Как у всех. Экзамены, выпускной, получение аттестата. Что дальше?
Передо мной особо - то выбор не стоял. Мечтал в космос, ну хотя бы в лётное, но медицина сказала: «ша!». Было неожиданно, запасного варианта не было. По инерции подал документы в политехнический, не набрал нужного количества баллов, что и не удивительно – поступал без желания. Особо и не огорчился, пошёл работать и ожидать призыва в армию. Так мы с друзьями и решили, вернее с Витькой. Другие в этом уже или ещё не участвовали.Витька где-то услышал, что на заводе резино - технических изделий хорошие заработки и мы поехали туда. Устроились прессовщиками-вулканизаторщиками, вернее сперва учениками.
На инструктаже в цехе меня поразил запах, исходящий, казалось, от начальника цеха – молодой женщины. Мне показалось, что у неё полностью гнилые зубы – до того резкий и неприятный был запах. Потом понял, что так пахнет резина при вулканизации, причём разные сорта пахнут по-разному, но все неприятно.
Работа оказалась простой и не тяжёлой. Мне дали четыре пресса с тремя загрузочными окнами для пресс-форм. В каждое окно вставлялись четыре прессформы, в которых были гнёзда для шести колец непонятного назначения, похожих на кистевые эспандеры. Надо было специальными ключами открыть форму, заложить заготовки, закрыть. Когда пресс разогревался и окна открывались – вставить туда эти формы и нажать кнопку. Пресс сжимал и нагревал формы. Процесс вулканизации занимал 20 минут, после чего окна открывались и надо было достать формы, открыть, вынуть готовые детали и заложить заготовки, нажать кнопку. Просто, незамысловато. Но прессов было четыре и управляла автоматика. Кроме того, прессы были немного горячими – около 100 градусов и полки находились на разной высоте. Волей – неволей, но при укладке форм иногда приходилось касаться руками горячих полок, от чего к концу смены на бицепсах появились горизонтальные полосы от ожогов. Сосед, парень чуть старше меня сказал, что это уже знак опытного прессовщика-вулканизаторщика – подбодрил, так сказать. 😊
Худо- бедно, но на третий день я уже выполнял норму, прессы меня не ждали и загрузив последний пресс я ещё получал возможность поболтать с соседом. Но сдельная работа обязывала давать перевыполнение плана, поэтому, а также, что б я его не отвлекал разговорами сосед научил меня пальцем подкручивать шестерёнку в автомате, отвечавшую за время вулканизации. Я стал перевыполнять план и результат рос до те пор, пока из формы не полез недовар… Пришлось умерит пыл.
Всё бы ничего, с запахами я смирился, но завод находился далеко от дома. Пока дойдёшь до остановки троллейбуса, пока он придёт, пока доедешь и дойдёшь до дома – проходило более часа. Многовато. Время на личную жизнь, какой бы она ни была не оставалось.
Поработав месяц я получил 150 рублей, что больше, чем получал директор ремесленного училища. Это было круто, но весь этот период родители меня исподволь воспитывали на предмет поступления на подготовительные курсы, и я созрел.
Вот так завод резино - технических изделий потерял стахановца в моём лице, междугородняя телефонная станция получила необученного монтёра связи, а курсы подготовки – слушателя. Ну и родители были довольны. 😊