Сколько же прошло вёсен? Ну, сколько видел - понятно, а помню, наверное, около 70. И каждый раз жду весну с особым трепетом и какой-то радостью…
В ряду всех грядущих с весной приятностей вспоминается мой первый и единственный велосипед.
Его прикатил папа, не помню в каком году, но начинал я кататься «под рамкой» то есть просовывая ногу внутрь рамы велосипеда и наклонял его от себя, поскольку обычным образом ноги не доставали педалей.
Многие так катались и знают о некоторых неприятных моментах такой езды: штанина, бывало, попадала под цепь и накручивалась на звёздочку или просто цепь чиркала по голой ноге оставляя грязный след, царапины. Но этот мелочь – ведь можно же закатать брюки и ехать! А прикатил папа велосипед с какого- то склада, когда реализовывались населению трофеи, в том числе и велосипеды.Да, это был трофейный немецкий велосипед, иномарка, однако. Главное отличие от наших «Уралов» заключалось в диаметре колёс и покрышек. Колёса имели диаметр поменьше, а покрышки были более объёмными, что придавало велосипеду большую мягкость на кочках. Это было хорошо, но и плохо, поскольку новых камер найти было невозможно, а бесконечно клеить тоже нельзя…
Но катался я на нём с огромным удовольствием. Незаметно ноги удлинились, и я стал ездить как взрослый, на сиденье. Защипывал брючины прищепкой – и вперёд!
Правда ездить особенно-то и некуда было – вокруг квартала, двух-трёх… Ну, на скорость с ребятами, ну без рук… Но это надоедает, да и мне больше нравилось собирать-разбирать велосипед, смазывать, регулировать…
По счастливому стечению обстоятельств, в это время мне достался мотоцикл М-1-М, «козлик». Был он достаточно новым, но без документов. Генератор был неисправным, аккумулятор помер за время простоя в курятнике…
Пришлось повозиться. Но это я делал с удовольствием. У меня уже были какие-то навыки и простейшие инструменты. Разбирал, собирал и лишних запчастей не оставалось 😊.
Решил заодно и увеличить мощность мотора. Папа посоветовал прежде изучить проблему, потом действовать. Да, у нас в крови читать инструкцию, только тогда, когда что-то поломаем… И тут папа был прав.
В читальном зале областной библиотеки нашёл толстенную «Прикладную газовую динамику» Абрамовича, для институтов… Но я её изучил со своим нищим научным багажом в 8 классов, но что делать – понял! Расточил напильником (!) диффузор карбюратора и увеличил гвоздём (!) диаметр жиклёра. Слушайте, в ведь помогло! Мотоцикл развивал 80 км/час, вместо 60 по паспорту. Правда, бензина кушал, как грузовик… Но, никуда не денешься, за прогресс платить надо… 😉.
Но документы тогда купить было нельзя или я не умел. Поэтому много ездить по городу без номера и документов не отважился.
Но, вероятно, видя мои старания родители решились и купили мне мотороллер «Вятка». Они взяли его в каком-то сельмаге по знакомству в рассрочку платежа. Помню и первый взнос – 80 рублей. Мама тогда получала 70 рублей, папа 120… Так что, покупка была для семьи довольно накладной…. Потом ежемесячно выплачивали по 20 рублей. Это был не кредит, а именно рассрочка платежа. Было так, в то время… Всего мотороллер стоил 320 рублей.
Это был прорыв! Правда, первый выезд из дома окончился полным фиаско… Метров через 200 кончился бензин 😉. Пришлось ехать на троллейбусе с канистрой на заправку. Бензин стоил дешевле газировки, в этом проблемы не было. Проблема была в том, что заправочная станция находилась далеко от дома, а в троллейбус с бензином не пускали… Рискнул поставить канистру в мешок и устроился на задней площадке. Тогда ещё были кондукторы и подойдя ко мне женщина сморщила нос и спросила откуда это пахнет бензином? Я проявил военную хитрость и заявил, что работаю не заправке и немного облился, а в мешке спецовка в стирку… Ладно, лето было и окна открыты… в общем, пронесло.
Мотороллер – другое дело! Оформил документы, получил техталон и номер. Номерной знак чёрный с белыми цифрами и буквами: 83-20 ОБГ. Тут уж ограничений не было. Ездил по городу, возил маму на дачу. Естественно, разбирал - собирал чтобы посмотреть, что там внутри 😊. Чистил, смазывал, мыл. Установил поворотники от ГАЗ – 51. Это была инновация в то время. Всё своими руками – это так здорово!
Шёл 1963 год и понемногу кончалось детство…