На переднем плане с перевязанным пальцем…)))
Не знаю, кому как, но мне очень нравилось проводить лето в пионерском лагере. Конечно, это было самое доступное времяпрепровождение в те годы, но и очень привлекательное.
Путёвки выдавались на месяц, но кто мог – доставали на два потока. Три уже было многовато, а два – в самый раз!
Интересно, что главным критерием качества отдыха для администрации был отсутствие заболеваний и привес молодняка 😊. При приезде в лагерь сразу всех взвешивали и перед возвращением так же. Конечно, медосмотр и всё такое. Понятно, что это было наследием тяжёлых послевоенных годов, но и в наше время было не лишним.
Раз уж начал о привесе – скажу сразу, что на обед созывал скорее не пионерский горн, а запахи, которые в чистом лесном воздухе как-то по -особому возбуждали выделение желудочного сока и ожидание вкусного обеденного блаженства. Конечно, рацион был незатейливым, но давал вполне хорошие результаты, так желаемые администрацией. 😊 И так четырежды в день. Конечно, если находились вдалеке от столовой и запахи не доносились, то слушали как горн поёт великолепную, оптимистичную мелодию: «Бери ложку, бери хлеб и садися за обед, обед…». Именно – «садися», ну как-то так у нас напевали. Это был самый любимый сигнал.
Вообще, вся жизнь проходила под пионерский горн. Утро начиналось с противных звуков: «Вставай, вставай, постели убирай… вставай…» На сон грядущий – более приятная мелодия: «Спать, спать по палатам всем мальчишкам и девчатам…».
Ну, а в промежутках между откормом и сном был мир полезных развлечений. Тут и всякие кружки, и походы по лесу, и любимое всеми купание, спорт и личное время.
Купались в отгороженном месте, «купалке» под строгим надзором пионервожатых, но всё равно в жару это было классно! После воды жарились на песочке, играли с мячом…
Спортплощадка никогда не пустовала. Или сами лазали по канату и по шесту, бегали по бревну, прыгали и просто гоняли мяч или проводились соревнования отряд на отряд или с другим лагерем. Скучать не приходилось.
В общем, день всегда был насыщенным и уставали изрядно.
В личное время кто читал, кто просто уходил в лес и строил шалаш или землянку – «штаб». Конечно, играли в войнушку, куда ж без этого!
А по вечерам иногда, пионервожатая уводила нас на большую поляну, где разводили костёр и в этой романтической обстановке она нам читала «Куклу госпожи Барк» и другие истории майора Пронина… Было жутковато во мраке, освещённом только костром, но так здорово! Слушали, а ушки шевелились в попытках услышать шорох приближающихся из темноты шагов коварного врага…
А иногда приезжала кинопередвижка, на деревьях вывешивался экран и показывали кино… «Кортик», «Бронзовая птица», военные фильмы….
А далее начиналась ночная жизнь… после отбоя многие засыпали сразу, а некоторые крадучись связывали шнурки или мазали зубной пастой кого- то из тех, кто быстро уснул. Ещё модно было проводить эксперименты по методу академика Павлова: возле ушей крепко спящего переливали воду из стакана в стакан. По версии экспериментаторов это могло вызвать ответный ручеёк 😊. Чаще всё кончалось ударом подушкой от жертвы эксперимента и общим хохотом, который замолкал только после вмешательства вожатых.
Но смена кончалась, и мы ехали домой. Автобусов с надписью «дети» тогда не было и в помине. Нас возили в кузове ГАЗ-51, оборудованном скамейками и высокими бортами, да кого это беспокоило! Вначале с радостью ехали в лагерь, потом с не меньшей радостью ехали домой… 😊
Помню, как-то уезжая домой, в кузове и я запел песню, вместе со всеми «Плывут, плывут, плывут по небу облака…» Это вызвало радостное шушуканье среди девочек – ведь в лагере, как ни старался педагог, я так и не запел. Стеснялся, наверное. А здесь душа запела, и я вместе с ней. Домой! Как ни хорошо было в лагере, но дома всегда лучше!
Эпизод приезда так и вспоминается иногда: захожу один в квартиру, ступаю по нагретым солнечными лучами доскам босыми ногами и такая благодать, такая радость!