Думаю, что мне повезло, что в институте была военная кафедра. Готовили из нас офицеров службы снабжения ГСМ (горюче-смазочными материалами). Служба, безусловно, нужная для моторизованной армии. Конечно, не боевая, но что есть – то есть.
На занятия ходили в гражданской одежде, на нас особо и не тратились.
Но сами занятия вели офицеры не ниже капитана, послужившие в войсках. Занятия были интересными. Изучали военную технику, приёмы и методы заправки, строительство сборных трубопроводов и так далее… Конечно, учили уставы, знакомились с личным оружием. Но самое интересное пришло после четвёртого курса, когда мы проходили месячные сборы в воинской части. Вывезли нас в г. Кинель, недалеко от Куйбышева на окружную базу ГСМ. Там организовали полевой городок с палатками.Всё было по – настоящему. Да и мы постриглись наголо, хотя этого и не требовалось. Но играть, так играть 😊.
По приезду на место вымылись в летнем душе и получили обмундирование, б/у конечно. Гимнастёрки и штаны уже повидали не одно поколение студентов, но были чистыми и исправными. Сапоги от ваксы пачкались изнутри и портянки сразу становились тёмно-синими, но кого это смущало?
Наконец мы стали похожими на солдат, о чём мечтали в ранней юности. Нас построили, назначили командиров отделений, дежурных на кухню, объяснили распорядок дня и отпустили устраиваться в палатках. Ну, всё было здоров! Тёплый летний день, рощица, в которой стояли палатки, само ощущение новизны обстановки, да всё радовало и обещало новые ощущения.
Ужин был праздничным, но, конечно, не ресторанным. Наряд убирал и мыл посуду, а остальных отпустили на личное время, писать письма на родину. 😊.
«Письма» писали всей палаткой – кто, что пронёс. Набралось достаточное количество. Закусывали тем, что захватили из дома. Потом отбой и чудесный сон на свежем воздухе в палатке на 12 человек.
На завтра были занятия теоретические и практические. Строевая подготовка, сборка – разборка карабина АКС, изучение устава… В общем, нормальная армейская жизнь молодого бойца. Надо сказать, что учителя – командиры были достаточно опытные, чтобы справиться со студентами. Через пару дней мы уже достаточно неплохо держали строй, собирали – разбирали АКС.
После отбоя «писание писем на родину» продолжалось, пока не приехал начальник этой базы, который первым делом направился в туалет и не найдя в выгребной (простите) яме того, что там должно было быть, а заметив кучу «конвертов от писем на родину» мудро запретил давать на ужин рыбу и котлеты. С той поры стали давать манную кашу… а с кашей много ли напишешь… Так и угасло… Кстати, на счёт рыбы. Кормили треской с виду 1812 года. Её приходилось вымачивать в течение суток в ванне, периодически меняя воду, и то была солоновата так, что прекрасно шла на закуску.
Было несколько марш-бросков с полной выкладкой. Собирали полевой трубопровод, разворачивали резинотканевые резервуары…
Особо интересно было пострелять из настоящего боевого оружия! Стояли в карауле, охраняя базу. Тут был весёлый случай. Среди ночи звонок в караулку с поста: «Нарушитель на посту!» Как положено разводящий с парой солдат прибежали на пост, а там караульный – довольно крупный студент держит на руках … ёжика. Где нарушитель? Вот нарушитель. Потом оправдывался: «нас же учили, что и на кошке может быть фотокамера, вдруг и на ёжике?». Не прокатило… три наряда вне очереди.
А в конце сборов приняли присягу и стали настоящими, но пока рядовыми. Звания лейтенантов присвоили лишь после защиты и получения диплома. Хитрые!